Зачем покупать качественный тосол или почему не экономят на спичках.

а 04 2018

Для многих ответ на вопрос вполне очевиден. Спички стоят совсем небольшие деньги (особенно в ценах советского времени 1копейка за коробок). Поэтому экономить смысла нет: экономический эффект не разглядеть даже под микроскопом, и к тому же это просто смешно. А вот экономить на тосоле совсем не смешно. Зачастую это смех сквозь слезы. И сейчас я доступно и без излишних подробностей объясню почему. Стоимость тосола на фоне стоимости автомобиля и техобслуживания стоит сущие копейки. Поэтому велик соблазн не тратиться понапрасну.

Тем более, что тосол выполняет, на первый взгляд, банальную функцию - охлаждение двигателя. И рассуждения автовладельца изначально утопичны по сути и содержанию: зачем тратиться на тосол, если и вода не замерзнет летом, а зимой достаточно залить что-то не дорогое. Финансы ведь поджимают, да и авто давно не первой молодости. К тому же продавцы (и даже многие производители и псевдопроизводители) тосола рекомендуют обращать внимание лишь на цвет и плотность тосола, и, очень редко, на рН раствора, температуру кипения и другие более важные параметры. Но … Чтобы не попасть в западню собственных ошибочных рассуждений, надо просто понять что такое тосол и зачем он нужен.

Все или почти все знают, что тосол - это водно- гликолевая смесь, содержащая пакет функциональных присадок и краситель. Сразу выделяем три основных составляющих тосола: вода, гликоль и присадки. Каждая составляющая важна и имеет свои требования и ограничения. Но начнем с назначения тосола. По назначению выделим две основные функции тосола: охлаждающую и смазывающую.

В современных двигателях тосол помимо охлаждения еще и смазывает сальники и подшипники циркуляционного насоса системы охлаждения (помпы), а также резиновые патрубки. Если смазку не производить (например, использовать вместо тосола воду), патрубки ссохнуться и потрескаются, а помпа выйдет из строя. В итоге начнутся течи, а подшипник помпы просто рассыплется. Помимо мойки грязного, забрызганного двигателя и замены помпы и патрубков придется потратиться на новый теплоноситель для системы охлаждения. И на этот раз лучше отдать предпочтение тосолу (либо антифризу). В данном случае последствия имеют не самый сильный, хотя и отрицательный экономический эффект. Относительно небольшие траты и несколько дней без авто. Но и этого можно было избежать, выбрав изначально качественный тосол. А вот теплообмен - это куда более серьезно, чем может показаться на первый взгляд. Любой автолюбитель реально понимает последствия перегретого двигателя. Думаю не надо объяснять, чем это чревато. Поэтому качество тосола - это качество теплообмена и, как следствие, не перегретый двигатель. А теперь поговорим о трех составляющих тосола и какие опасности они в себе таят.

Начнем с воды. Вода должна быть обессоленная, т е не содержать в себе солей, коих много в обычной водопроводной воде. Почему? Все очень просто. В процессе эксплуатации двигателя эти соли обязательно отложатся в виде накипи на стенках системы охлаждения и снизят теплообмен, ведущий к перегреву двигателя. Кроме того эти соли могут выпасть в осадок и забить мелкие каналы системы охлаждения. Последствия те же - горячие участки и перегрев двигателя. Вот поэтому водоподготовка имеет очень важное значение в технологии производства тосола. Теперь гликоль. Это моноэтиленгликоль или МЭГ.

Почему МЭГ? Потому что водные растворы МЭГа имеют очень низкую температуру замерзания, что очень важно в зимний период эксплуатации автомобиля. Растворы других гликолей обладают подобным эффектом в меньшей степени. Температура кристаллизации имеет более высокое значение, поэтому в сильны морозы теплоноситель просто замерзнет. Еще одна причина использования МЭГ - водно-гликолевые растворы не образуют монолитов при низких температурах (например, образование льда из воды). Смесь превратится в подвижную "кашицу" кристаллов воды в густой гликолевой среде. Блок двигателя "не порвет", но последствия могут быть печальные. Поэтому содержание МЭГ в тосоле должно быть в соответствии с ГОСТ. Если тосол ОЖ-40 - то содержание гликоля не менее 53%. Очень важно использовать МЭГ качественный, желательно высшего сорта. Причина, как в случае с водой - примеси, которые могут выпасть в осадок. И, наконец, третья составляющая тосола - пакет присадок.

Зачем это надо? МЭГ - очень агрессивная жидкость. Если использовать просто смесь воды и гликоля, очень скоро начнется коррозия. Начнут "сочиться" сальники, патрубки и места соединения деталей системы охлаждения. Стенки каналов истоньшатся и теплоноситель попадет в камеру сгорания со всеми вытекающими последствиями. Поэтому присадки жизненно необходимы. Обязательно присутствие антикоррозионных присадок, причем не только для черных металлов, но и для алюминия, меди, цинка, припоя. Очень важно наличие присадок повышающих инертность МЭГа к резине и пластику. Еще очень важная присадка - антивспениватель. Если ее нет, жидкость вспенится, образуется воздушная пробка, которая неизбежно приведет к "горячему участку" и перегреву двигателя. Кто-то спросит, не выпадут ли эти соли в осадок? Если соли подобраны правильно - не выпадут. Присадки подбираются из числа растворимых солей не взаимодействующих друг с другом. Поэтому очень важно выбрать качественный тосол из качественных составляющих.

Как видно из вышесказанного наиболее важным показателем для тосола является не температура кристаллизации (она важна только в холодное время года) и не плотность (умельцы легко подберут нужный показатель, добавив в смесь более плотный ДЭГ, а некоторые умельцы умудряются "варить" "тосол" из ПЭГов - смеси различных гликолей с неизвестными характеристиками). САМАЯ ВАЖНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОСОЛА - ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ. Для Тосола ОЖ-40 - это +108? С Этот показатель важен и зимой, и летом. Чем же это так важна данная характеристика? А тем, при какой температуре ваш теплоноситель начнет образовывать пары. Как только начнется парообразование, появятся "паровые пробки" и, как следствие, "горячие участки". Но самое страшное - это КАВИТАЦИЯ. При кипении внутри жидкости образуются пузырьки газа. Давление паров внутри пузырька постоянно растет и в один момент пузырек лопается и газ вырывается наружу. Но энергия лопнувшего пузырька сравнима с энергией микровзрыва, и вырвавшийся газ оставляет выбоину на поверхности металла. Со временем металл превратится в "пемзу" или "поролон". Прочность и герметичность нарушится и двигатель придет в полную негодность. Ремонту такие двигатели не подлежат, поэтому авто предстоит замена двигателя. Затраты несоизмеримые со стоимостью качественного тосола. Особо хочется сказать несколько слов о так называемых "Тосоле А-30", "Летнем тосоле", "Тосоле эконом" и прочих чудесах науки и техники. Это полный бред!!! Откройте ГОСТ и попытайтесь там найти хоть слово о марке А-30. Не найдете!!! Такого тосола не существует. Чем он опасен? Температура кипения такого "тосола" +100? С (как у воды) или даже ниже. Поэтому, во-первых нет смысла переплачивать за воду, а во-вторых этот "тосол" быстро закипит со всеми вытекающими последствиями, т е перегрев двигателя.

Стоит подытожить. Разница между "бодяжным" и качественным тосолом не велика, но за эти деньги Вы покупаете не только качественный тосол. Вы покупаете уважение к себе как потребителю, Ваше спокойствие и крепкое здоровье Вашего "железного друга". Кроме того, в итоге, Вы неплохо сэкономите на бесконечных доливках и заменах теплоносителя и деталей системы охлаждения, а в итоге и на замене двигателя. Согласитесь, неплохая прибавка к семейному бюджету.